You are viewing lattona

картинки и сказки

Про процесс рисования шариковой ручкой

Journal Info

child
Name
Света Дорошева
Website
My Website

Про процесс рисования шариковой ручкой

Previous Entry Share Next Entry
child
Я для подруги-художницы подробно описала процесс рисования шариковой ручкой, со всеми техническими секретами, и выкладываю его здесь. Текст будет полон всякой технической маеты и, вероятно, интересен только "практикам" процесса. Я покажу его на примере вот этой иллюстрации (А3, шариковая ручка):

soul

Я выбрала ее, потому что это из тех иллюстраций, которые мучают до победного конца - непонятно, так она получилась или в топку ее?! Я очень долго думала, что испортила ее и не вытяну. Она "спаслась" буквально в последний день работы над ней. Зато на ней все процессы видны (при увеличении), потому что я ее много правила.

Сначала посмотрим поэтапку, а потом - технические "секреты". Самое начало - тут никаких секретов.

1

Я всегда начинаю с маленьких деталей, чтобы разогнать руку. Маленькое трудно испортить - место не позволяет. К тому же, детали - это всегда самое интересное, но тут, где-то на этом этапе:

2

я стала сомневаться, а не ошиблась ли я с композицией? Очень много маленьких деталей, все распадается в кучу несвязанных между собой картинок:

3

Я отложила иллюстрацию на несколько дней, чтобы "сварить" решение об объединяющем фоне (изначально я планировала ее на белом фоне). Было понятно, что нужен какой-то темный фон, чтобы удержать кучу деталей вместе. В то же время черный нельзя - все "съест", однородный серый нельзя - все размажет. Нельзя черный и нельзя однородный. Оуыыы... значит, надо придумывать еще детали и сюжеты на фон. Нельзя сложно, потому что сложно у нас на переднем плане... Значит, нечто неоднородное, темное, с простыми светлыми пятнообразующими элементами.

Начинаю делать фон, объединяющий всю эту конструкцию в один рисунок. Я была благодарна за идею свитка тем, кто сверху их раздает. Просто пришла. Также, я добавила (пока в карандаше) две символические фигуры вниз композиции для баланса:

4

Фон в процессе:

5_

Почти готово:

12

Собственно, на этой стадии я предполагала остановиться. Но стало очевидно, что вверху все еще бардальеро с тоном - все сливается. Поэтому фон вверху следовало как-то утемнить... Утемнила - и вот теперь готово!

soul

Тут перейдем к техническим нюансам.

Во-первых, Почему шариковая ручка?

Шариковая ручка позволяет все то же, что и карандаш, но с меньшим правом на ошибку. Однако, скажем, в сравнении с перьевой ручкой, тут права на ошибку гораздо больше, так что все относительно... Для меня выходит, что шариковая ручка - самый "пощадный инструмент". По сравнению с карандашом она дает более тонкую и четкую линию. К тому же не размазывается рукой и не выходит грязи при многократном наложении штрихов. А по сравнению с тушью она очень милосердна и не так карательна в случае, если ошибся, рука дрогнула или еще что. А так в целом я действительно пользуюсь ею именно как карандашом, а не как ручкой. В чем это выражается технически?

Шариковая ручка же, в отличие от перьевой, не черная. Ее можно использовать как карандаш: степень нажатия определяет тон штриховки или толщину линии. Черные заливки не так просто получить, если именно штриховать, как карандашом, а не калякать. Зато можно получить все оттенки серого - разной степенью нажатия/наклона ручки.

Например, вот штриховка самым светлым оттенком серого (тело). Здесь и дальше все картинки с очень большим увеличением, чтобы видеть, что имеется в виду под "штриховкой" (сеанс разоблачения магии:) щас будет видно все бока!):

detail body

Далее. Шариковая ручка позволяет делать жесткое и мягкое штрихование. Основные области тона - это жесткое штрихование: штрихи длинные, на одинаковом расстоянии друг от друга и четкие, типа как в гравюре (нажатие на ручку, как при обычном письме, плюс посмелее так со штрихом, рука должна быть очень уверенной, об этом чуть позже).
В случае мягкого штрихования рука может быть сколь угодно кривой, потому что тут штрихи короткие и нежные, с большим нажатием в начале штриха и "увяданием" к концу.
Здесь: фон - жесткое. Фигура Ночи - мягкое. Облака - мягкое поверх жесткого.

detail night

Длинный штрих легче делать, если держать ручку подальше от пишущего конца (чаще - чуть дальше середины, хотя от ручки зависит), а короткий - поближе, как обычно.

Теперь секреты:

1. Как отделять разные компоненты, особенно, если они рядышком по тону (серое и чуть более серое рядом, а не черное-белое - там все понятно). Во первых, по контуру линия толще (наводится два раза уверенной линией) - на предыдущей картинке видно, как это работает, например.

А во-вторых, в прилегающие к контуру затененные (решить заранее, что из них затененное) пространства чуть добавить "мягкого штрихования" - не на всю плоскость, а лишь рядом с контуром. Опять же, видно на детали с Ночью.

2. Как регулировать тон при штриховке.
Тон (степень серого или черного) регулируется, как я уже говорила двумя вещами:
- степенью нажатия на ручку при мягком штриховании
- расстоянием между штрихами при жестком штриховании
Дополнительно:
- наклон ручки. Чем больше наклон, тем менее черный цвет. Для этого ручку следует взять подальше от конца (как с карандашом, короче)
- смешение мягкого и жесткого штрихования, как случилось в этой иллюстрации с фоном в верхней части. Когда она была готова, сверху все равно оставалась каша из однородных по тону элементов. Фон следовало утемнить. Я прошлась мягким штрихом поверх жесткого, плавно сводя на нет к середине листа.

details

3. Про линейку и прочие вспомогательные инструменты. Иногда, если не лень и нужно создать серый цвет жестким штрихом, то нужны большие расстояния между штрихами (от миллиметра и больше). Тогда беру линейку. Например, тут использована линейка - линии поверх тела от таза до ступней - которые с большим интервалом:

detail legs

И круги тоже - школьная линейка с кружками плюс тарелка для больших кругов:) А так обычно ничего не использую, но ответственные штриховки делаю только "разогнанной рукой". Есть такой момент, часа через два рисования, когда рука становится уверенной и дерзкой:) вот тогда и нестрашно делать сложное. А мелкими деталями разгоняться - их трудно испортить, площадь не позволяет. В увеличенных фрагментах видно, что ровная штриховка (как под линейку) не нужна.

4 Исправления тона:
Шариковая ручка позволяет почти любые исправления тона, если не перетемнил. Например, при жесткой штриховке прямым линиями съехала линия. Дрогнула рука (я уж молчу про штриховку по кругу). А или бывает, что рука вообще кривая и ни одну линию провести нормально без отрыва не может. И что? Добавляю между ними еще линию, но еле-еле, гораздо более светлую. При увеличении видно, что не Дюрер, а целом тон становится ровным (хорошо видно на детали с Ночью).
Мягкое штрихование поверх жесткого вообще скрадывает все бока (см. фон):

detail bkg

Еще - но это крайняя мера совершенно! - шариковая ручка стирается резинкой (усердно так) где-то процентов на 70, если не давить на нее. Поэтому пока не уверена, ничего топором вырубать на бумаге не надо. Все важные линии и "водоразделы" наводятся в конце.

5. Рваная линия.
Если надо заштриховать большую поверхность (когда штрих одной линией не дотягивает до конца поверхности), или, скажем, круглыми линиями или любыми другими линиями, которые одним движением не хватает сноровки довести и надо оторвать посередине руку. Тогда к месту отрыва руки я ослабляю линию штриха, и продолжаю потом не с конца линии, а с "ослабленного" места, увеличивая нажим - получится типа и не отрывала руки. Это то, что, скажем, перьевой ручкой никак не сделать - там всегда виден отрыв руки. С шариковой же ручкой даже показать не могу - при описанном процессе этого не видно потом.

И последнее. Часто спрашивают, особенная ли шариковая ручка. Нет, но правила выбора есть.
- 0,5. Толщина линии будет зависеть от степени нажатия, но толще 0,5 все равно не надо.
- не течет (опытным путем). То есть они все текут в разной степени, поэтому под руку следует подкладывать лист для вытирания ручки время от времени, особенно при штриховке или повороте штриха. Покупать понравившуюся ручку следует упаковками, потому что после падения шариковая ручка, например, может начать неровно выдавать чернила (если падает на шарик и он становится неровным).
- перед началом рисунка убедиться, что ручка не кончается. Шариковая ручка в начале и она же в конце - это все разные ручки.

Вроде все:) Всем успехов и работ чудесных!
Powered by LiveJournal.com